Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
МБДОУ детский сад №17
OBR57.ru

Сетевой инновационный проект "Апробация и внедрение комплексной образовательной програмы дошкольного образования М.М.Безруких Т.А. Филипповой "Ступеньки к школе" посредством организации вариативных форм образовательной деятельности" с ФГБНУ "Институтом возрастной физиологии РАО"

 
 
2021-2022 учебный     год
 

                Для вас родители   

                                                 

                                                              

       

                                                         

2020-2021 учебный год

     24.03.2021г. В раках  сотрудничества с ФГБНУ "Институтом возрастной физиологии Российской академии образования" состоялось заседание  сетевого инновационного проекта по апробации образовательной программы дошкольного образования "Ступеньки к школе". В его работе приняла участие автор программы-ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Института возрастной физиологии РАО", к.б.н., Филиппова Т.А. Педагоги ДОУ ознакомились с опытом коллег по использованию пособия к программе "Учимся рассказывать по картинкам": МБДОУ "центр развития ребенка- детский сад  №39г. Орла, МБДОУ детский сад №1 п. Глазуновка Глазуновского района,  МБДОУ Знаменский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей "Теремок" Знаменского района".

                                                               

    01.03.2021г. в онлайн формате прошел методический совет  сетевого федерального проекта ФГБНУ "Институт возрастной физиологии Российской академии образования по апробации образовательной программы "Ступеньки к школе", в его работе приняли  участие: автора программы, к.б.н.  Филиппова  Татьяна Андреевна, директор редакционного центра дошкольного и начального образования группы компаний "Просвещение", к.п.н. Рожкова Марина Викторовна. Наши педагоги познакомились с опытом коллег по теме: "В мире чисел и фигур" с детьми 5-6 лет.

                                            

      28.01.2021г. педагоги ДОУ приняли участие в организационном онлайн-заседание участников федерального инновационного проекта по теме «Апробация образовательной программы дошкольного образования М.М. Безруких, Т.А. Филипповой «Ступеньки к школе». Тема заседания: Анализ результатов инновационной деятельности в 2020 году, согласование целей и «дорожной карты» на 2021 год». Кураторы инновационного проекта Попова И.Е, Потапова И.И. акцентировали внимание, что инновационный опыт должен отражать авторскую позицию разработчиков программы.
                                  
      В 2020-2021 учебном году продолжается инновационная деятельность по апробации образовательной программы "Ступеньки к школе" в группе кратковременного пребывания комбинированной направленности.
  Возраст детей варьируется от 5 до 8 лет. Группу посещают  дети типично развивающиеся так  и дети с ОВЗ, дети-инвалиды. Разнообразие воспитанников потребовало от коллектива особого внимания при составлении календарно-тематического плана работы (доработанного педагогами) и отборе методов и форм, так как уровень развития детей очень вариативен.
   Оптимальной формой работы является подгрупповая – в малых подгруппах – и индивидуальная, но мы всячески стараемся максимальное количество времени отводить групповым формам работы для совместной деятельности детей в едином образовательном пространстве.
  Педагоги продумывают различные варианты проведения игр и заданий предложенных в программе так, чтобы  все категории детей могли быть включены в активную деятельность. Работа с детьми ведется при тесном взаимодействие специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя -дефектолога, ПДО, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
                                             
 
2019-2020 учебный год
      30.05.2020г. педагоги и родители нашего детского сада ознакомились с материалами вебинара Филипповой Т.А. "Подготовка к школе: родителям просто-детям интересно!" в рамках Московского международного салона образования (ММСО в режиме online).
 
    19.05.2020г. педагоги ДОУ прослушали вебинар Филипповой Татьяны Андреевны, кандидата биологических наук, директора Центра диагностики развития детей ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО» (г. Москва) "Как помочь дошкольнику стать успешным первоклассником". Вебинар интересен и полезен, информация актуальная. Было что для себя подчеркнуть и на что в первую очередь обратить внимание. Спасибо, за предоставленную возможность участия в вебинаре. Обязательно поделимся информацией с коллегами  и родителями.
                    
       09.04.2020г. заместитель заведующей по ВМР Руденская О.Н. приняла участие в VII Международной научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии". Она выступила с докладом: «Проектирование и организация образовательной деятельности в комбинированной (инклюзивной) группе кратковременного пребывания», где коснулась  вопросов планирования и организации работы с детьми, получающими дошкольное образование в инклюзивной среде. Представлен анализ промежуточных результатов экспериментальной апробации программы дошкольного образования «Ступеньки к школе» в условиях комбинированной (инклюзивной) группы кратковременного пребывания. Выделены проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, организуя инклюзивный подход, предложены варианты их решения. Рассмотрены варианты организации совместного пребывания детей с разным уровнем развития в одной образовательной среде. Программа конференции
                                                         
   На базе МБДОУ- центра развития ребенка- детский сад №84 19.02.2020г. педагоги детского сада приняли участие в заседании методического совета федерального сетевого инновационного проекта тема которого была"Реализация  и перспективы апробации и внедрения комплексной образовательной программы дошкольного образования "Ступеньки к школе" М.М. Безруких, Т.А. Филипповой посредством вариативных форм образовательной деятельности в ДОУ", где представили свой опыт работы.  Некоторые аспекты реализации образовательной программы Ступеньки к школе Презентация к выступлению
                                                          
Отчет о работе инновационной площадки за 2019-2020 уч. г.
2018-2019 учебный год
     10 сентября 2018г. на базе МБДОУ- центра развития №84 прошёл авторский семинар Филипповой Татьяны Андреевны, кандидата биологических наук, директора Центра диагностики развития детей ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО» (г. Москва). Организаторы семинара - отдел дошкольного образования и отдел здоровьесберегающих технологий, физической культуры и ОБЖ БУ ОО ДПО «Институт развития образования». Татьяна Андреевна является одним из авторов уже хорошо известной в Орловской области программы «Разговор о правильном питании» и новой для региона программы «Ступеньки к школе».
          Семинар носил теоретико-практический характер, позволил продуктивно рассмотреть заявленные вопросы. На мастер-классе участники семинара увидели демонстрацию диагностики готовности к школе детей, это очень ценный опыт. В заключении мы смогли задать Татьяне Андреевне интересующие нас вопросы.
        
  
    В нашем ДОУ программа  "Ступеньки к школе" реализуется в группе кратковременного пребывания комбинированной направленности при организации образовательной деятельности с детьми три раза в неделю в течение 3 часов (13.00-16.00 час.)
            К программе  был приобретен учебно методический комплект (УМК) УМК Ступеньки к школе
        Программа дошкольного образования «Ступеньки к школе», определяющая содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет (далее — Программа), разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования1 (далее — ФГОС ДО), с соблюдением требований СанПиН 2.4.1.3049—13 (постановление № 26 от 15 мая 2013 г.). Программа разработана на основе многолетних фундаментальных исследований Института возрастной физиологии Российской академии образования в области психофизиологии, нейрофизиологии, педагогики и психологии развития и практического 15-летнего опыта.
          В Программе предусмотрено определение индивидуальных особенностей развития дошкольников с целью выявления сильных и слабых сторон развития для наиболее эффективного взаимодействия в процессе образовательной деятельности и формирования предпосылок учебной деятельности, а также сохранения и укрепления здоровья. Программа обеспечивает возможность её использования в разных организационных формах дошкольного образования с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей: в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО), в группах кратковременного пребывания и в системе семейного образования. Программа позволяет учитывать индивидуальные особенности развития и потребности ребёнка, а также индивидуальные возможности её усвоения.
        В Программе полностью реализуются основные принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС:
обогащение развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей;
формирование и поддержка познавательного интереса и познавательных действий в различных видах деятельности, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
содействие и сотрудничество ребёнка и окружающих его взрослых;
приобщение ребёнка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
учёт этнокультурной ситуации развития детей;
возрастная адекватность дошкольного образования — соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Учёт возрастных закономерностей и особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста определяет цели и задачи дошкольного образования программы «Ступеньки к школе», а также выбор форм и методов реализации Программы.
       Преимуществом программы «Ступеньки к школе» является её комплексность и универсальность, сочетающаяся с индивидуальной направленностью. Возможность организовать занятия с детьми в малых группах с учётом результатов педагогических наблюдений и диагностики развития позволяет выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка. Важным преимуществом Программы является наличие учебно-методического комплекта (УМК), состоящего из Программы, методических рекомендаций и календарно-тематического планирования, а также развивающих пособий для детей, в которых содержатся задания разного уровня сложности и краткие методические рекомендации по организации образовательной деятельности.
          В Программе представлена модель взаимодействия всех специалистов ДОО и организации активного взаимодействия с родителями воспитанников, а так же дано подробное описание развития детей на разных этапах дошкольного детства с примерами проведения педагогического наблюдения.
         Образовательная деятельность в рамках Программы направлена на формирование всех школьно-значимых функций (внимания, вербальной и зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, различных компонентов речи, а также сложнокоординационных движений и общего моторного развития) и снижение рисков дезадаптации при переходе на уровень начального общего образования.
          Универсальность Программы заключается в том, что она может быть реализована в ДОО при использовании в качестве основной в объёме 60%. При реализации Программы в ДОО предполагается использование парциальных программ, прежде всего по художественно-эстетическому и физическому развитию, в объёме 40%. Парциальные программы могут быть выбраны в соответствии с особенностями детского коллектива (контингента детей), наличия специалистов и инфраструктуры ДОО.
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.