Проект МБДОУ №17
Проект: «Оптимизация процесса диагностического обследования детей с ОВЗ в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума ДОУ».
Задачи проекта:
- Разработать и апробировать единую карту (форму) диагностического обследования ребенка специалистами ППк, включая протоколы и заключения.
- Разработать электронную форму сбора и оформления результатов обследования с использованием онлайн-сервиса google формы.
- Обеспечить сокращение времени на сбор, обработку и анализ результатов, сокращение расходов на бумагу, печать и копирование.
- Сократить трудозатраты специалистов при сборе, обработке и анализе результатов обследования.
- Выделить критерии оценки эффективности проекта и оценить эффективность деятельности по проекту.
Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) - форма взаимодействия руководящих и педагогических работников ДОУ с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации обучающихся с ОВЗ посредством психолого-педагогического сопровождения.
К задачам ППк относятся: выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации сопровождения; разработка рекомендаций по организации сопровождения обучающихся; консультирование участников образовательных отношений.
В рамках работы ППк происходит необходимое комплексное обследование детей специалистами ДОУ: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом, воспитателем. Обследование необходимо для уточнения информации о ребенке с установленным статусом ОВЗ, полученной от ТППМК, для грамотного построения эффективной системы сопровождения внутри ДОУ, при составлении представления на ребенка для ТПМПК и т.д.. Каждый из специалистов заполняет собственную диагностическую карту, тратя на процедуру внесения данных и анализ результатов в среднем 2-3 недели. На одного ребенка заполняется в среднем 2-3 диагностические карты, имеющие пересекающиеся и повторяющиеся позиции. Получаемая в ходе обследования информация может оказаться излишней, так как оформляется чрезмерное количество протоколов, бумаг, содержание которых не оказывает влияния на дальнейшее планирование работы с ребенком и ее результативность. В другом случае, информация может оказаться недостаточной для грамотного составления образовательного маршрута.
На наш взгляд, была необходима оптимизация процесса проведения диагностического обследования детей с ОВЗ в рамках деятельности ППк за счет разработки алгоритма обследования с последующим коллегиальным анализом данных и построением на его основе индивидуального образовательного маршрута ребенка.
На первом – аналитическом этапе были выявлены существующие проблемы и их причины:
- нерациональные затраты и потери рабочего времени при сборе результатов обследования, на этапе обработки результатов, этапе согласования маршрутной карты ребенка;
- дублирование диагностических методик, несовершенство алгоритма взаимодействия специалистов;
- возможность потери документов вследствие прохождения через множество исполнителей, получение неполных или недостоверных данных в ходе диагностики;
- большие затраты на печать и копирование документов - большого объема диагностических карт.
Второй – проектировочный этап предполагал продумывание алгоритма обследования ребенка специалистами, создание единой комплексной карты обследования, разработку электронной формы сбора и оформления результатов обследования с использованием онлайн-сервиса google формы. На этом этапе было организовано совместное обсуждение содержания новой единой диагностической карты, осуществлено исключение дублирующихся блоков, оптимизирован диагностический инструментарий. Далее происходил перевод карты в цифровой вид с помощью гугл-форм. Перед практической апробацией реализовано пробное обследование с заполнением он-лайн карты. Отдельным направлением работы на этом этапе была разработка нового Порядка взаимодействия специалистов: внесены коррективы в процедуру создания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, спроектирована модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Третий этап – организационный предусматривал внедрение созданных продуктов, внесение корректив в процесс обследования и документы, отработку алгоритма взаимодействия специалистов. Было обеспечено параллельное получение специалистами информации и заполнение документов в электронном виде, были введены регламенты по времени на заполнение единой карты. Произведена апробация разработанной системы диагностического обследования детей с ОВЗ в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума ДОУ. Обеспечена экономия ресурсов ДОУ (энергоресурсы, расходные материалы). Осуществлялся промежуточный мониторинг результатов и внесение необходимых корректив.
Завершающий – оценочный этап предполагал итоговый мониторинг результатов работы, удовлетворенности участников и благополучателей. Было проведено анкетирование родителей, специалистов. Мониторинг осуществлялся на основе критериев, выработанных в ходе реализации проекта, и подразумевал оценку времени, затраченного на проведение первичного, промежуточного и итогового обследований; оценку объема оформленной документации; оценку эффективности составленного индивидуального маршрута (мониторинг образовательных результатов воспитанников). Существенно упрощен алгоритм создания представления на ребенка для прохождения им ТПМПК. Анкетирование родителей показало удовлетворенность ими осуществляемым в ДОУ процессом психолого-педагогического сопровождения детей. Анкетирование специалистов показало рост удовлетворенности процессом командного взаимодействия.
Перспектива развития проекта. Предполагается осуществить за счет дальнейшей оптимизации процесса обследования, как, с точки зрения, преобразования получаемой о ребенке информации в цифровую форму, так и с позиции использования ИКТ как средства проведения обследования. Планируется полная цифровизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
Анкетирование (первичное)
Проведение диагностического обследования ребенка специалистами консилиума
Обсуждение результатов диагностического обследования
Карта текущего состояния
Карта целевого состояния
Разработка порядка взаимодействия специалистов
Обсуждение и корректировка диагностической карты
Анкетирование (итоговое)
Достигнутые результаты
Видеопрезентация