ФИП Цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста "Шаг на встречу"
На протяжении всего учебного года систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями имеющих детей раннего возраста. Мероприятия были составлены в соответствии с годовыми задачами ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
В ДОУ 26.04. 2022г. прошел мастер-класс для родителей «Мир на кончиках пальцев», на котором педагоги рассказали и дали рекомендации как играть с детьми в пальчиковые игры.
В апреле 2022г. педагоги стали победителями Всероссийского конкурса (с Международным участием) педагогических проектов «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста».
25.02.2022г. педагоги приняли участие в Международной научно-практической конференции «Современное общее образование: проблемы, инновации, перспективы», с опытом работы: «Применение инновационных информационных технологий в обеспечении психолого-педагогического сопровождения семей с детьми раннего возраста».
Инновационные формы взаимодействия с родителями
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а нефункционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка с первых дней его пребывания в ДОО.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОО и семьи.
Проблема взаимодействия ДОО и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что педагоги - только помощники в воспитании и развитии ребенка, и потому они не должны перекладывать на них всю ответственность и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.
В воспитании ребёнка раннего возраста нельзя ничего не упустить. Каждый день в его развитии является важным звеном в общем пути становления его здоровья, характера, способностей.
Однако мы констатируем, что молодые родители испытывают дефицит научно- достоверных данных по вопросам развития ребёнка, подбора адекватных приёмов взаимодействия с ним или реакции на то или иное поведение ребёнка.
Отсутствие оперативной связи с педагогами, обладающими профессиональными компетенциями в области раннего развития детей, может привести к серьёзным ошибкам или упущениям в воспитании.
В связи с вышесказанным, возникает проблема: как обеспечить своевременное консультирование родителей по узловым вопросам раннего развития?
Дефицит времени у современных родителей, занятых поддержанием благосостоянием своей семьи, с одной стороны, и загруженность педагогов выполнением своих профессиональных функций, с другой, обуславливает необходимость поиска технологий оперативной связи (в режиме он-лайн), не занимающих у тех и других участников образовательного процесса много времени.
Всё вышесказанное привело нас к необходимости поиска современных технологий подобного взаимодействия. Наш выбор упал на – цифровые технологии в образовании. Цифровые технологии в образовании - это способ организации образовательной среды, основанный на цифровых технологиях.
В нашем случае, это использование современных достижений в цифровизации нашей жизни в организации взаимодействия двух участников образовательного процесса: педагогов и родителей.
Цифровая трансформация отрасли «Образование» – это процесс обновления содержания образования, методов и организационных форм работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого воспитанника.
Как показала практика, он-лайн – консультирование родителей, находящихся удалённо, является весьма привлекательной формой взаимодействия ДОО и современных родителей, имеющих современные средства коммуникации (смартфоны, планшеты).
Многочисленные варианты такого взаимодействия уже прижились во многих ДОО, особенно в период пандемии. Это размещение информации на официальных сайтах образовательных организаций, в социальных сетях, рассылки информации с использованием мессенджеров. Понятие мессенджера уже давно не связывают только с обменом текстовыми сообщениями. Современные мессенджеры стали полноценными коммуникационными центрами, которые помимо обмена сообщениями реализуют голосовую и видеосвязь, обмен файлами, веб-конференции.
Вся информация была сокращена до уровня кратких советов, инструкций, перечня развивающих игр и упражнений. Яркие иллюстрации, фотографии, компактность расположения материала позволяют не тратить родителям много времени на его изучение. Отобранная информация позволяет родителям познакомиться с показателями онтогенетического развития ребёнка от рождения до трёх лет. Весь материал представлен в виде двух подразделов: «Малыш может» (или «малыш умеет»), «Советы родителям».
Для экономии времени родителей для каждого раздела был разработан свой QR-код, размещенный поодиночно на информационных страницах, для того чтобы он был заметными и читабельным, с которого можно легко считать информацию. Код легко сканируется и открывается нужная ссылка или ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определённой теме. Контент легко считывается с мобильных устройств, удобен в использовании на планшетах и смартфонах.
В то же время, мы считаем, что данная технология не заменяет привычного и важного «живого» общения педагогов с родителями, а лишь логично дополняет его.
Мобильный помощник
Художественно-эстетическое развитие
Итоги экспертной оценки деятельности федеральной инновационной площадки
Координационный орган по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры рассмотрел результаты экспертизы ежегодных отчетов о реализации проектов (программ) федеральных инновационных площадок. На основе представленных экспертных заключений федеральная инновационная площадка Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева «Цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста «Шаг навстречу» при участии муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Центр развития ребенка «Детский сад № 39» г. Орла «Детский сад №5 комбинированного вида» г. Орла, «Детский сад №17 комбинированного вида» г. Орла, Центр развития ребенка «Детский сад № 84» г. Орла вошла в число 142 эффективных моделей инновационной инфраструктуры в сфере образования, чей статус продлен на 2022 год.
Важным направлением развития инновационного проекта в 2022 году станет апробация цифровых сервисов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми раннего возраста, а также повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций с целью формирования ключевых компетенций, необходимых для реализации программ раннего развития детей и психолого-педагогического сопровождения семей с детьми до 3 лет.
Просветительская работа с родителями детей раннего возраста.
Сложности, ошибочные подходы к процессу воспитания у родителей во многом связаны с их недостаточной компетентностью в сфере образования и воспитания детей дошкольного возраста. Современные родители, с одной стороны, образованные люди, а с другой - мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. Сегодня у родителей с любым образованием много вопросов о том, как воспитывать ребёнка. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи. Возникает необходимость разъяснять родителям огромную значимость, самоценность и уникальность периода раннего возраста.
Главная цель педагогов нашего дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. В настоящее время используем разнообразные формы организации работы(традиционные, нетрадиционные, цифровые) по педагогическому просвещению родителей.
09.04.2021г. прошел очередной мастер-класс для родителей по теме: "Дидактические игры - как средство сенсорного развития детей раннего возраста", где обратили внимание родителей на значимость дидактических игр в развитии ребенка, познакомили с видами игр, родители приобрели практические навыки.
VIII Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии» 1-2 апреля в Орловском государственном университете им. И.С. Тургенева прошла VIII Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии». Это одно из крупнейших мероприятий, проходящих в стенах опорного университета.
Конференция проводится в соответствии с программой развития университета в целях модернизации технологий организации образовательного процесса, повышения просветительской, экспертной и организационной роли вуза в решении региональных проблем современного образования и реализации проекта «Цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста «Шаг навстречу» в рамках деятельности федеральной инновационной площадки.
Для участия в работе конференции собрались представители педагогического и научного сообщества, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений России, организаций социальной защиты населения.
Конференция открылась пленарным заседанием. С приветственным словом к участникам обратилась депутат Государственной Думы РФ Ольга Васильевна Пилипенко. Далее работа конференции была продолжена в рамках секционных заседаний.
Участники секции «Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми раннего возраста» обсуждали вопросы организации образовательного процесса в группах раннего возраста, а также различные аспекты взаимодействия с семьями, имеющими детей раннего возраста. По итогам встречи авторы лучших докладов были награждены дипломами.
В соответствии с планом мероприятий федеральной инновационной площадки Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева «Цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста «Шаг навстречу» 25-26 февраля 2021г. на базе организаций–партнеров МБДОУ Детский сад № 17, МБДОУ ЦРР Детский сад № 39, МБДОУ Детский сад № 84 прошли семинары по проблемам использования цифровой образовательной среды для организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ – детей раннего возраста. В рамках семинаров состоялось обсуждение технологий и содержания психолого-педагогического сопровождения семей с детьми раннего возраста, был сделан акцент на возможностях использования в работе с родителями цифрового информационно-образовательного ресурса «Шаг навстречу».
01.02.2021г. Педагоги МБДОУ №17 стали победителями регионального конкурса методических разработок по организации образовательной деятельности детей раннего возраста,в номинации: Лучшие наглядно – просветительские формы взаимодействия с родителями(законными представителями) детей раннего возраста.
План мероприятий ФИП на 2021г.
План мероприятий МБДОУ на 2020г.
Проект плана рабочей группы ФИП
План мероприятий ФИП на 2019г.
Приложение к приказу ФИП от 08.02.19 № 88
Приказ Минпросвещения о ФИП от №318 от 18.12..2018г.
УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
6 декабря в Москве по инициативе Министерства науки и высшего образования прошел Всероссийский семинар «Совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, кадрового и материально-технического обеспечения системы высшего образования: эффективные модели деятельности федеральных инновационных площадок». На семинаре состоялась презентация и обсуждение опыта внедрения инновационных проектов в сфере образования. В частности, С.Ю. Бубнова, руководитель федеральной инновационной площадки ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», представила опыт внедрения инновационного проекта «Цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста «Шаг навстречу», в реализации которого в качестве соисполнителя принимает участие МБДОУ детский сад № 17. Деятельность федеральной инновационной площадки признана участниками семинара успешной